Образовательные организацииДошкольное образованиеОбразовательная деятельность. → Дети с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)

В муниципальной системе г. Таганрога функционируют 56 муниципальных дошкольных образовательных учреждения (далее – МДОУ).

МДОУ посещают 12 019 тысяч детей от 2-х до 7 лет. 829 человек - дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в городе Таганроге создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Для выполнения данной нормы в 20 МДОУ функционирует 61 группа компенсирующей и оздоровительной направленности (53 – компенсирующей, 6 – комбинированной, 2 - оздоровительной направленности).

Группы компенсирующей и комбинированной направленности функционируют для детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также для детей с ЗПР и нарушениями интеллекта. Группы оздоровительной направленности функционируют для детей с туберкулезной интоксикацией.  

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в группы компенсирующей и комбинированной направленности в соответствии с заключениями, выданными психолого – медико - педагогической комиссией (ПМПК), в которых прописываются рекомендации по организации их психолого-медико-педагогического сопровождения в группах, в которых осуществляется образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Ежегодно более 800 детей получают рекомендации ПМПК и направляются в группы компенсирующей и комбинированной направленности, в оздоровительные группы в соответствии с заключениями противотуберкулезного диспансера.

В группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, нуждающихся в длительном лечении и проведении необходимого комплекса специальных оздоровительных мероприятий.

Кроме того, в  муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города воспитываются дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» вследствие различных нарушений здоровья. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Реализация
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда» в МБДОУ д/с № 46 г. Таганрога

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 

В России продолжается реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.  Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
15 августа 2018 года были закончены работы по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в МБДОУ д/с № 46 по адресу: г. Таганрог, ул. Пальмиро Тольятти,  36/4 .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №7 – ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», постановлением Главы Администрации г. Таганрога № 1604 от 15.06.1994 «Об утверждении муниципальных образовательных учреждений».
МБДОУ д/с № 46 посещают 325 воспитанников от 2 до 7 лет. В ДОУ функционируют 15 групп. Из них 11 групп общеразвивающей направленности, 2 оздоровительных группы и 2 группы для детей с ОВЗ.
В рамках выполнения программы «Доступная среда» на территории сада произведено асфальтирование дороги, выложены специальные тактильные ориентиры,  установлен и введен в эксплуатацию вертикальный подъемник для инвалидов. Была создана и оборудована сенсорная комната, которая оснащена различными новыми дидактическими пособиями, мягкими модулями, интерактивным оборудованием, световыми приборами, которые используют в коррекционно-развивающей деятельности специалисты детского сада, оснащены оборудованием кабинеты психолога и логопеда.
Счастливые глаза и улыбки  детей , добрые отзывы  родителей –заслуженная награда для всего коллектива детского сада № 46.

Инклюзивное образование в МБДОУ д/с № 37 г. Таганрога

Инклюзивное образование является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 

   В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.  Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 

   Для МБДОУ д/с № 37 инклюзивное образование является приоритетным. Детский сад посещают воспитанники от 3 до 7 лет, имеющие различную степень нарушения зрения, в основном это дети с диагнозами «косоглазие» и «амблиопия», слабовидящие и с пониженным зрением.

   Основной целью МБДОУ являются образовательная и воспитательная деятельность, направленная на реализацию основных задач дошкольного образования:

  • обеспечение познавательно-речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе и подготовке к школьной жизни;
  • осуществление необходимой квалифицированной коррекции отклонений в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

   Значимую роль в воспитательной работе со слабовидящими детьми играет предметно-развивающая среда детского сада. Грамотно организованное пространство не только дополняет коррекционный и воспитательный процесс, но и наполняет его эстетическим содержанием, что благотворно влияет на художественно-творческое развитие дошкольников.

   В рамках выполнения государственной программы «Доступная среда» детский сад получил необходимое для детей с нарушениями зрения дидактическое и методическое оборудование, которое используют специалисты в коррекционно-развивающей работе.

Учителя-дефектологи Е.А. Рожкова, Л.Е. Хилкова в индивидуальной и подгрупповой работе используют:

- стол для рисования песком со световым эффектом – для развития мелкой моторики и зрительного восприятия;

- мольберт прозрачный напольный – для развития ориентировки в микропространстве, для развития креативных и коммуникативных способностей детей, развития мелкой моторики, творческих способностей и эстетического воспитания;

- тактильные часы, тактильное домино «Точки» - для обогащения сенсорного опыта и тактильного восприятия детей, развивают тактильную и зрительную память, развивают математические представления и логическое мышление.

   Учитель-логопед И. К. Гродская в своей работе использует:

- сенсорный стол (включает в себя 116 игр-тренажеров), который позволяет в форме игры увеличить словарный запас детей, учить цвета, фигуры, буквы, развивать визуальное и слуховое восприятие окружающего мира у детей с нарушением зрения и позволяет взаимодействовать им друг с другом;

- развивающий куб – предназначен для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, воображение и зрительной стимуляции;

- стол для рисования песком со световым эффектом;

- мольберт прозрачный напольный.

   В кабинете охраны зрения специалисты Н.В. Рыбникова и И.И. Погорелова используют дидактические столы и большой мультимедийный центр для развития тактильного, зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации и ориентировку в микропространстве, что способствует коррекции зрения.

   Используя это оборудование,  специалисты достигают ощутимых результатов по коррекции зрения детей, что является приоритетной задачей детского сада.