Новости → Конкурс лучших учителей: мысли вслух

Конкурс лучших учителей: мысли вслух

         Летопись конкурса лучших учителей берет начало в 2006 году. В новом, ныне действующем  формате, работа началась в 2010-ом. Впервые тогда был заявлен муниципальный этап как публичная (открытая) презентация профессиональных достижений. Опыт тоже был первым: обилие и даже изобилие умных текстов на слайдах, выразительные цитаты с трибуны, цифирь… Стандартная и неживая схема, шаблон…

         Вопросы появились сразу и у всех:

         - Какой должна быть публичная презентация, чтобы стать профессиональным событием и для самого педагога, и для педагогического сообщества?

         - Какие формы организации деятельности должны помочь учителю рассказать о собственных профессиональных достижениях по существу и живо?

         - Как избежать формализма в работе муниципальной конкурсной комиссии и включиться в диалог с конкурсантами?

         - И, в конечном итоге, - как быть эффективными?

         А поскольку муниципальная комиссия в Таганроге, как, впрочем, и в других территориях, – это и победители прошлых лет, и представители инновационных сообществ региона и России, и вузовские специалисты, дефицита в идеях не было. Муниципальный этап сам стал инновационным проектом, коллективным творческим делом, прораставшим в течение нескольких лет.

         Предпосылки к созданию приемлемой для Таганрога модели, конечно же,  были. Прежде всего - в традициях методической работы с учительством в муниципальном образовательном пространстве. Им – не одно десятилетие.

         Однако в качестве ключевых предпосылок, ставших нашим ресурсом, мы рассматриваем разностороннее, продуктивное взаимодействие с командой специалистов РО РИПК и ППРО. Достаточно вспомнить:

  • курсовую подготовку претендентов и первые пробы публичной презентации в качестве зачетной работы в 2010 году (Алимова Елена Евгеньевна);
  • блистательный практикум по разработке и оформлению конкурсных материалов в 2011 году (Ткаченко Людмила Геннадьевна);

         Точкой роста для нас, бесспорно, стали и диалоги с  Пахомовой Еленой Михайловной (АПК и ППРО), и встречи с Демахиным Александром Александровичем, лучшим учителем года России.

         С чем ассоциируются имена этих мастеров для таганрожцев?

         С таким явлением, как мастер-класс.

         Он и стал сердцевиной новой модели публичной презентации, которая появилась в 2012 году, визитной карточкой претендентов. Именно мастер-класс помогает  учителям раскрыться талантливо, индивидуально, быть не статистами в перечислении собственных достижений, а мастерами – здесь и теперь – на муниципальном этапе.

         Естественным продолжением мастер-класса  на муниципальном уровне становится презентация, выстраиваемая педагогом в соответствии со структурой конкурсного материала. Использование информационных технологий позволяет каждому в современной форме представить опыт работы по внедрению инновационных программ, социально значимых проектов, продемонстрировать высокую результативность, а значит обосновать свое участие в профессиональном конкурсе такого уровня.

         Кроме мастер-класса и собственно презентации, в структуре открытого форума есть и заключительная часть. Всего пять - семь, но очень важных для претендента минут. Поясним.

         К муниципальному этапу готовится не только учитель, но и каждый член конкурсной комиссии. Каким образом? Задолго до начала публичной презентации изучаются конкурсные материалы. Это позволяет:

  • познакомиться с системой работы педагога заранее;
  • обнаружить «узкие» места в тексте основного конкурсного документа - Информации о профессиональных достижениях: некорректное освещение вопросов, фактические ошибки, неточности, противоречия между содержанием конкурсного материала и тем, что вложено в критериальные характеристики педагогических достижений;
  • но главное: позволяет на заключительном этапе публичной презентации предложить каждому претенденту персонально конкретные рекомендации по совершенствованию конкурсной работы и, таким образом, помочь подтянуть ее качество (для этого обязательно мы оставляем 3-5 дней).

         При таком подходе к работе с конкурсными материалами отсутствует напряженность в общении с учителями, диалог становится предметным и конструктивным. Формализм по определению невозможен.

         Каков итог? Двенадцать из двенадцати: три победителя федерального уровня и девять лауреатов Губернаторской премии в 2012 году – поистине «звездный час» для Таганрога; 9 из 11 впервые участвовавших в конкурсе - лауреаты Губернаторской премии в 2013 году; 2014-й тоже стал для педагогического сообщества Таганрога плодотворным: два победителя федерального уровня и 5 лауреатов Губернаторской премии (из 32 областной квоты).

         И ещё. За последние два года у таганрожцев появилась добрая традиция – мы проводим итоговую встречу претендентов перед региональным этапом конкурсного отбора.

         Собираемся, чтобы поблагодарить и поздравить конкурсантов, достойно выдержавших «муниципальные» испытания. Главным звеном итоговой встречи становятся наиболее яркие мастер-классы. А венцом - экспресс-опрос о смыслах. Каждый учитель-претендент в режиме свободного микрофона может поразмышлять о том, чем  конкурс лучших учителей стал лично для него.

         Попробуем ответить и мы, обратившись к любимейшему из системников в образовании – Юрию Анатольевичу Конаржевскому. В своей книге «Система. Урок. Анализ» он так напутствовал управленцев: «Пускай управление школой принесет каждому из вас свое «Болдино» и свое хотя бы маленькое «Бородино». Пожалуй, именно этот смысл объединил нас всех в проекте: и педагогов, и управленцев, и организаторов муниципального этапа. Он определил наш вектор движения. Возможно, поэтому у нас что-то и получается?!

Баркалова Е.В.