Инклюзивное образование

Дети с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)

 

В муниципальной системе г. Таганрога функционируют 56 муниципальных дошкольных образовательных учреждения (далее – МДОУ).

МДОУ посещают 12 499 детей от 2-х до 7 лет, из них 866 - дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в городе Таганроге создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

 

Для выполнения данной нормы в 21 МДОУ функционирует 62 группы компенсирующей и оздоровительной направленности (57 – компенсирующей, 3 – комбинированной, 2 - оздоровительной направленности).

 

Группы компенсирующей и комбинированной направленности функционируют для детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также для детей с ЗПР и нарушениями интеллекта. Группы оздоровительной направленности функционируют для детей с туберкулезной интоксикацией.  

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в группы компенсирующей и комбинированной направленности в соответствии с заключениями, выданными психолого – медико - педагогической комиссией (ПМПК), в которых прописываются рекомендации по организации их психолого-медико-педагогического сопровождения в группах, в которых осуществляется образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

 

Ежегодно более 800 детей получают рекомендации ПМПК и направляются в группы компенсирующей и комбинированной направленности, в оздоровительные группы в соответствии с заключениями противотуберкулезного диспансера.

 

В группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, нуждающихся в длительном лечении и проведении необходимого комплекса специальных оздоровительных мероприятий.

 

Кроме того, в  муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города воспитываются дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» вследствие различных нарушений здоровья. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

 

Инклюзивное образование в МБДОУ д/с № 37 г. Таганрога

 

 

Инклюзивное образованиеявляется актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.  Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 

Для МБДОУ детский сад № 37 инклюзивное образование является приоритетным. Детский сад посещают воспитанники от 3 до 7 лет, имеющие различную степень нарушения зрения, в основном это дети с диагнозами «косоглазие» и «амблиопия», слабовидящие и с пониженным зрением.

Основной целью МБДОУ являются образовательная и воспитательная деятельность, направленная на реализацию основных задач дошкольного образования:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в получении дополнительного образования;

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой квалифицированной коррекции отклонений в физическом и (или) психическом развитии детей;

- формирование интеллектуального потенциала воспитанников, общей культуры личности на основе усвоения воспитанниками обязательного минимума содержания образовательных программ;

- адаптация воспитанников к жизни в обществе и подготовке к школьной жизни;

- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основополагающей педагогической идеей деятельности детского сада является воспитание всесторонне развитой социально-адаптированной личностинаосновекоррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, активизации и развитии духовных, нравственных и познавательных возможностей каждого ребенка.

Данная цель достигается за счет гуманизации образовательной среды (социума) и самого образовательного процесса. Данное учреждение обеспечивает каждому ребенку необходимые условия для полноценного развития, лечения, обучения, воспитания и социализации.

Значимую роль в воспитательной работе со слабовидящими детьми играетпредметно-развивающаясредадетского сада. Грамотно организованное пространство не только дополняет коррекционный и воспитательный процесс, но и наполняет его эстетическим содержанием, что благотворно влияет на художественно-творческое развитие дошкольников.

В рамках выполнения программы «Доступная среда» на территории сада заасфальтированы площадки и дорожка, ведущая к центральному входу, выложены специальные тактильные ориентиры. Кабинеты логопеда, охраны зрения и психолога оснащены различными новыми дидактическими пособиями и оборудованием, которые используют в коррекционно-развивающей деятельности специалисты детского сада.

 

О реализации

государственной программы Российской Федерации

«Доступная среда» в МБДОУ д/с № 46 г. Таганрога

                 

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 

В России продолжается реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.  Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 

15 августа 2018 года в 10.00 было проведено мероприятие - отчет о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в МБДОУ д/с № 46 по адресу: г. Таганрог, ул. Пальмиро Тольятти,  36/4  с участием заместителя Губернатора Ростовской области И.А.Гуськова, министра образования Ростовской области  Л.В.Балиной, заместителя главы Администрации города Таганрога по социальным вопросам И.В. Голубевой,  начальником Управления образования г.Таганрога О.Л. Морозовой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №7 – ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», постановлением Главы Администрации г. Таганрога № 1604 от 15.06.1994 «Об утверждении муниципальных образовательных учреждений».

МБДОУ д/с № 46 посещают 325 воспитанников от 2 до 7 лет. В ДОУ функционируют 15 групп. Из них 11 групп общеразвивающей направленности, 2 оздоровительных группы и 2 группы для детей с ОВЗ.

Значимую роль в воспитательной работе с детьми с ОВЗ играет предметно-развивающая среда детского сада. Грамотно организованное пространство не только дополняет коррекционный и воспитательный процессы, но и наполняет его эстетическим содержанием, что благотворно влияет на развитие дошкольников.

В рамках выполнения программы «Доступная среда» на территории сада произведено асфальтирование дороги, ведущей к центральному входу, выложены специальные тактильные ориентиры,  установлен и введен в эксплуатацию вертикальный подъемник для инвалидов. Была создана и оборудована сенсорная комната, которая оснащена различными новыми дидактическими пособиями, мягкими модулями, интерактивным оборудованием, световыми приборами, которые используют в коррекционно-развивающей деятельности специалисты детского сада.