ДеятельностьДоступная среда → В рамках исполнения мероприятий областной программы «Доступная среда» в городе формируются базовые образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

В рамках исполнения мероприятий областной программы «Доступная среда» в городе формируются базовые образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) на образование, дает определение понятия инклюзивного образования. Обучение, воспитание и образование детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения  являются основными путями  их развития, реабилитации, социализации и интеграции  в обществе.

В рамках исполнения  мероприятий  областной  программы «Доступная среда» в городе формируются базовые образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное  обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

 МБДОУ д/с №37 "Хрусталик" посещают дети от 3 до 7 лет, имеющие различные нарушения зрения. Для офтальмологического лечения в ДОУ функционирует кабинет охраны зрения, в котором проводится диагностика, аппаратное лечение и коррекционно-развивающие занятия.

В ДОУ осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Весь коррекционно-развивающий процесс носит индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей воспитанников.

уо

Для успешной реализации образовательной программы в МБДОУ д/с №37 "Хрусталик" работают специалисты:

  • врач-офтальмолог; 
  • сестры-ортоптистки;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед.

Вся педагогическая работа организуется с учетом медицинских предписаний, а сочетание педагогического и лечебного воздействия является специфическим принципом работы  учреждения.

     Адрес ул. Чехова, 301/1

     Тел. 64-55-52.

Детский сад «Айболит» МБДОУ № 64 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата знают и любят дети и родители всего города Таганрога.

В детском  саду  воспитываются,  проходят  лечение и оздоровление, а также  получают  помощь в коррекции  психофизических недостатков дети от 2 до 7 лет с такими проблемами,  как   детский  церебральный паралич с нарушением функции верхних и нижних конечностей, заболевания ЦНС с нарушением опорно-двигательного аппарата, сколиотическая болезнь, нарушение осанки, деформация грудной клетки, врожденный вывих бедра, плоскостопие, косолапость и  прочими ортопедическими заболеваниями. К сопутствующим можно отнести неврологические заболевания, речевые нарушения.

Образовательная программа «Детство», принятая в детском саду, ориентирована  на получение детьми жизненных навыков, необходимых в динамичном информационном и индустриальном обществе, и способствует  развитию у каждого ребенка следующих способностей:

  •  самостоятельному, осознанному и ответственному выбору;
  •  самостоятельному критичному мышлению;
  •  систематическому учению;
  • ответственности за самого себя, друзей и окружающий мир.

Коррекционные программы направлены на исправление нарушений опорно-двигательного аппарата, его правильное развитие; коррекцию речи и эмоционально волевой сферы ребенка.

уо

В детском саду создан здоровьеохранительный режим,  отслеживается обучающая и лечебная нагрузка на детей для предупреждения утомления, создаются условия для двигательной активности и эмоционального здоровья воспитанников.

Вопросы лечения, оздоровления и коррекции психофизического развития регулирует  Психолого – медико – педагогический консилиум, куда входят: врач-педиатр, методист ЛФК, старшая медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель заведующего по ВМР.

уо

Реализуется образовательная программа по следующим областям развития: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Вся образовательная деятельность проводится в игровой форме и позволяет детям проявить свое творчество,   почувствовать уверенность в себе, в своих силах, понять свою нужность и значимость в коллективе. Все это очень важно при дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Лечение и оздоровление в саду проходит комплексно. Дети с   удовольствием ходят на  лечебную физкультуру, массаж, физиопроцедуры.

При необходимости проходят занятия с педагогом – психологом и учителем – логопедом. Педагоги проводят оздоровительную и коррекционную  работу: точечный массаж, пальчиковую гимнастику, закаливающие процедуры, индивидуальную коррекционную работу по назначению врача и рекомендациям  специалистов. 

Одним из любимых занятий для детей и важных средств лечения и оздоровления является лечебное плавание (гидрокинезотерапия). Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему даются легче. Во время занятий происходит разгрузка опорно-двигательного аппарата, самовытяжение позвоночника, укрепляются мышцы, идет коррекция осанки, плоскостопия.

Дети старших групп 1 раз в неделю посещают плавательный бассейн «Садко», летом купаются в бассейне- плескательнице на территории детского сада.

уо

Все виды лечения и оздоровления в детском саду строятся с учетом интересов детей их потребностей и возможностей. Разнообразие форм и методов работы с детьми способствует:

  • -коррекции и компенсации у них психофизических нарушений развития,
  • -достижению каждым ребенком максимальных результатов с учетом его психофизиологических возможностей,
  • -эмоциональному здоровью, уверенности в себе,
  • -дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

  Адрес: пер. Смирновский 30-а.

  Телефон: 64-39-91.  

 МБДОУд/с№43  встречает каждый день детей с проблемами в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы). Такие дети нуждаются в особых технологиях воспитания, учитывающих весь комплекс психофизических, соматических, интеллектуальных проблем, которые выбирает и использует коллектив высококвалифицированных специалистов: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор ФК, музыкальный руководитель,  методист ЛФК, инструктор ЛФК, массажист, медсестра.

В детском саду имеются кабинеты:

  • физиотерапевтических процедур с аппаратами для выполнения   лечения  согласно  назначениям каждому ребенку: «Магнитер», УВЧ, КУФ, Ингалятор, УФО, Амплипульс,  Электростимулятор «Поток»;
  • кабинет массажа;
  • зал лечебной физкультуры;

Логопедический кабинет посещают дети с нарушением речи различной тяжести (ОНР, ФФН, ФН). Занятия проводятся  индивидуально  и  подгруппами   по образовательным  программам:

  • «Программа развития и воспитания детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.
  • «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» под ред. Н.Н. Ефименко
  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой Г.В. Чиркиной
  • «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А. Каше, Т.Б Филичевой
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» ТБ.Филичева. Т.В.Туманова
  • «Азбука общения» под редакцией Л.М.Шипицыной         

  Подобраны наиболее эффективные методы работы с детьми, способствующие коррекции их развития.

На протяжении многих лет коллективом ДОУ успешно используется лечебное плавание, которое  способствует профилактике  и лечению  опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением осанки, сколиозами, деформациями грудной клетки, а также с  различными последствиями  ДЦП.

уо

У ребят есть возможность  заниматься лечебной верховой ездой, что оказывает позитивное воздействие на физический статус и коррекцию  психо-эмоциональной  сферы дошкольников.

уо

Занятия ЛФК с большим гимнастическим мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно  и длительно вырабатываемый  в обычных условиях навык правильной осанки.

уо

Педагогический коллектив в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) создает условия для развития детей в соответствии  с их возрастными  и индивидуальными  особенностями и склонностями, развития способностей и  творческого потенциала каждого ребенка.

 Адрес: пер. Смирновский, 101-а

 Телефон: 36-95-42.

В указанные МДОУ принимаются дети только по направлению городской Психолого - медико-педагогической комиссии. 

 МОБУ СОШ №29 одна из первых в Таганроге приступила к осуществлению идеи инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой, средней общеобразовательной школы. В школе создана доступная  безбарьерная среда для обучения детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ. Коррекционную работу ведут высококвалифицированные специалисты: педагог-психолог, дефектолог, учителя начальной школы - все они имеют первую и высшую квалификационные категории.

Для успешного осуществления инклюзивного обучения детей с ОВЗ в начальной школе используются стандартизированные компьютерные методики для своевременного выявления проблем развития детей с ОВЗ, создан кабинет коррекционной работы, где применяются современные психологические и реабилитационные методики и технологии, оборудована сенсорная комната для психологической релаксации детей с ОВЗ. Дети могут отдыхать  в мягких креслах-пуфиках, кресле - трансформере, играть в сухом бассейне, слушать музыку, наблюдать за звёздным небом.

Специализированные учебные кабинеты оснащены связью ТЕЛЕКОН для трансляции уроков из кабинетов физики, химии, биологии, английского языка, трансляции уроков по сети Интернет, а также развивающими аппаратно-программными комплексами  для детей с ДЦП. 

Набор в школу детей с ограниченными возможностями производится на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен в школу на любом этапе обучения. Для этого необходимо письменное заявление родителей на имя директора школы, а также справка  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной общеобразовательной школе. До настоящего времени школа не отклонила ни одной заявки.

уо

Немаловажную роль в развитии системы инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. При отборе педагогов школы, которым было доверено заниматься с детьми с ограниченными возможностями, учитывался их уже имеющийся опыт в этой области, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, обучаемость и другие личностные характеристики, необходимые для подобной работы.

Внедрение системы инклюзивного образования в нашей школе началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.     

Педагоги школы участвуют в образовательных конференциях по инклюзивному образованию. Учителя школы продолжали обобщать и распространять педагогический опыт на муниципальном и федеральном уровне. В марте 2014г.  они приняли участие в подготовке и проведении городского семинара педагогов-психологов «Сопровождение учащихся при переходе на основную ступень образования», проходившем на базе МОБУ СОШ №29. Учителями подготовлено выступление «Использование тёмной сенсорной комнаты в период адаптации школьников».   В мае 2014г. учителя Нечиталова И.Н. и Трегубова Т.В. приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции по инклюзивному образованию, организованной ЮФУ. Учителями написана статья «Условия реализации программы «Доступная среда» в МОБУ СОШ №29  г.Таганрога», которая была опубликована в сборнике  «Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: эффективные модели в условиях развития инклюзивного образования».

уо

 

В период проведения ГИА  детям с ОВЗ  была представлена возможность прорепетировать сам процесс экзамена и оценить свои возможности. Учителями и педагогом-психологом было оценено их эмоциональное состояние, насколько они готовы сдавать ГИА и какая помощь им требуется в процессе подготовки и сдачи экзамена. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги, как и родители, находятся рядом с такими детьми.

Ознакомиться с возможностями школы по организации инклюзивного обучения  детей в стенах нашей школы. Для знакомства с образовательными возможностями школы просим  записаться заранее.

    Адрес: ул. Ломакина, 2-а.

    Тел.:612-465

Для детей с ОВЗ доступны и учреждения дополнительного образования. Так  в МАОУ ДОД  ДДТ разработана программа «Как прекрасен это мир…» для детей и молодежи с ограниченными возможностями, согласно государственным мероприятиям «Доступная среда». Для реализации данной программы в ДДТ создан кабинет инклюзивного образования. Кабинет с любовью оформлен людьми с ограниченными способностями, здоровья росписью в народном стиле, а фрагменты стилизованного рисунка «Деревенский дворик», выполненный Лебедевой Вероникой, (общество инвалидов «Мы есть…») наполнили кабинет теплом и радостью.

уо

 Педагогический коллектив ДДТ работает не только с инвалидами детьми и молодежью, но и с их родителями. Кабинет организован с целью социализации и адаптации  граждан с ОВЗ. ДДТ поддерживает  социальные связи с городскими и общественными организациями: «Мы есть …»,  специальные коррекционные школы, городские социальные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дом для инвалидов и пожилых людей, а также учреждения образования,   культуры и спорта города, ОАО «325 АРЗ» объединенная авиастроительная корпорация.

Проводятся совместные благотворительные мероприятия, ярмарки, социальные акции в поддержку лиц с ОВЗ: «Солнышко в ладошках» благотворительная концертная программа, открытые мероприятия, мастер классы, высадка деревьев в парках города, трудовые десанты в городе и Неклиновском районе на базе отдыха «Каштан», ОАО «325 АРЗ» объединенная авиационная корпорация, соревнования по спортивной рыбалке, различные спортивные мероприятия  по программе «Адаптивная физкультура».

уо

При кабинете работает клуб «Мы всё можем» для лиц с ОВЗ, где милосердие, радость общения набирают обороты

Адрес: ул. Б. Бульварная, 12-1

 Телефон:   37-70-38

В рамках федеральной программы «Доступная среда» в МОБУ СОШ №5  был открыт образовательно-развивающий центр для детей с ограниченными возможностями «Дорогою добра». В центре представлен широкий спектр различных видов деятельности: занятия специальной физкультурой, психологические консультации, занятия декоративно-прикладным творчеством, театральная студия «Знакомьтесь, театр!», интеллектуальный клуб «По дорогам Европы».

В образовательном процессе и во внеурочной деятельности активно используется специальное оборудование:

  1. Аппаратно-программные комплексы – 2 шт.
  2. Говорящий калькулятор – 3 шт.
  3. Электронный ручной видеоувеличитель В -72  - 1 шт.
  4. Тефлофлэшплейер – 1 шт.

 

Расписание занятий:

 

Вторник

Пятница

15.00.-15.30. – психологический тренинг

(педагог-психолог МОБУ СОШ №5 Неверовская А.Н.)

15.30.-16.00.- общеукрепляющие занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья (учитель физкультуры МОБУ СОШ №5 Миц Н.П.) 

16.00.- 17.00.- занятие декоративно-прикладным творчеством (педагоги доп. образования ДДТ)

 

15.00.-15.30. – Кукольный театр (учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 Гава И.В.)

15.30.-16.30 – 2 занятия по 30 минут декоративно-прикладным творчеством (педагоги ДДТ)

16.30.-17.00.- интеллектуальный клуб «По дорогам Европы»

 

Адрес МОБУ СОШ №5   ул. С. Шило, 162,

телефон: 64-49-62, 64-52-51.

В 2015 году в рамках программы «Доступная среда» будет создана архитектурная доступность, закуплено  специальное оборудование в МОБУ СОШ №№ 3, 17, 25/11, 30 с целью создания комфортных условий для обучения детей с ОВЗ.